Фото: Модный дом PARLE
Магия блеска – пайетки!

Пайетки – это нашивка блестящих дисков на одежду, а само слово происходит от французского слова «paillette» – «золотая песчинка, золотинка».

История пайеток прослеживается со времен египетского фараона Тутанхамона, который жил с 1341 по 1323 года до н.э. Когда в 1922 году ученые открыли знаменитую гробницу фараона, их взору предстали безмерные богатства. Роскошная одежда Тутанхамона была усыпана «золотыми блестками, похожими на диски». Как считают историки, они должны были обеспечить финансовое благополучие фараона в загробной жизни.

В первую очередь украшение одежды «золотыми дисками» демонстрировало статус их носителя в обществе, но иногда их использовали и по прямому назначению для совершения сделок, а в Египте, Индии и Перу верили в их способность отгонять злых духов.

Постепенно блестящие кружочки становятся исключительно декоративным элементом. В первой четверти XVII века жакеты, платья, шляпки и другие предметы одежды, усыпанные маленькими металлическими дисками, были очень популярны среди аристократов.

В 1830-х была первая попытка уйти от тяжести этих прекрасных вечерних нарядов. После колонизации Индии Британской империей, британцы позаимствовали индийский метод украшения одежды. Они привозили блестящих жуков златок, просверливали в крыльях две дырочки и украшали платья, сумки и все возможные предметы гардероба. Ввиду своей схожести с изумрудами такой способ быстро обрёл популярность и разлетелся среди модниц викторианской эпохи. Такие украшения были дорогими и позволить себе их могли лишь дамы из богатой знати.

Еще один яркий пример «альтернативных пайеток» – рыбья чешуя, ставшая популярным способом декора в XIX веке в Англии. Вымоченная в холодной воде чешуя размягчалась, благодаря чему можно было с помощью иглы проделать в ней отверстия для пришивания. Также можно было придавать ей различную форму, поэтому чешую активно использовали в вышивке, создавая с её помощью весьма любопытные работы. Более дорогим материалом пресноводно-морского происхождения служил натуральный перламутр.

В начале XX более легкую версию пайеток начали изготавливать из желатина – этот материал можно было с легкостью сворачивать, придавать ему нужную форму и перфорировать. Но у желатиновых блесток тоже был досадный изъян – высокая температура и влажность заставляли привередливый материал таять. Попав под дождь, можно было оказаться в очень неловкой ситуации, потеряв часть своих чешуек.

Но, к счастью, человек по имени Герберт Либерман блестяще решил эту проблему в сотрудничестве с американской компанией Eastman Kodak (производителем фотоматериалов). Позаимствовав идею ацетатной пленки, которую использовала компания в 1930-х годах, Либерман разработал пайетки из ацетата. Этот вариант был практически идеальным за исключением своей повышенной хрупкости. Проблему решили покрытием из майлара – популярного полимерного материала, а затем разработчики пришли к изделиям из винилового пластика, к которыми мы и пользуемся по сей день.
Made on
Tilda