История создания молнии — как механика изменила моду
Первые попытки создать «быструю застёжку» предпринимались ещё в XIX веке. В 1851 году американец Элиас Хоу, изобретатель швейной машины, получил патент на «автоматическую застёжку», но его идея осталась на бумаге.
Позже инженер Уиткомб Джадсон представил «застёжку для обуви» — прообраз молнии, но конструкция оказалась ненадёжной.
Настоящий прорыв совершил в 1913 году Гидеон Сундбэк, шведско-американский инженер. Он заменил крючки на зубцы, усовершенствовал механизм и создал первую надёжную «разъёмную застёжку». С этого момента началась история современной молнии.
После Первой мировой войны молнию стали использовать в военной форме, а вскоре — и в моде. Интересный факт: в конце Первой мировой войны Эмиль-Морис Эрмес (внук основателя бренда Hermes Тьерри Эрмес) приобрёл в Канаде около 40 метров застёжки-молнии, применявшейся ранее для закрывания чехлов крупнокалиберных орудий. Он увидел в этом изобретении потенциал и решил использовать молнию при производстве сумок. Мастерская Hermès купила права на патент и начала выпускать «систему Hermès» в Париже.
Вслед за этим Коко Шанель задумалась о применении застёжки в своих моделях, но первой, кто действительно ввёл её в мир высокой моды, стала Эльза Скиапарелли — смелая новаторша, которая не боялась технических решений в дизайне.
В СССР застёжки-молнии появились в начале 1930-х годов.
Первые партии импортировались из Европы и США, но вскоре началось собственное производство — примерно к 1935 году. Производство было налажено на московском заводе «Красный текстильщик», где молнии называли «бесшумными замками».
Сегодня застёжка-молния — не просто утилитарная деталь, а выразительный элемент дизайна, соединяющий моду, технику и искусство.