Фото: ЧУК "Музей моды и портновского искусства им. Н.П. Ламановой"
Искусство золотного шитья в Древнюю Русь пришло вместе с христианством в X века из Византии. Хоть изделия, расшитые золотой нитью стоили очень дорого и могли весить более 20 кг, они все равно пользовались большим спросом. Поэтому уже к XII веку в древнерусских городах стали появляться золотошвейные мастерские.

Изначально золотошвейные мастерские были расположены при монастырях и вышивали там только иконы и одежды для священнослужителей. Но позже мастерские художественного шитья, их называли «светлицы», стали появляться при царских и боярских домах. В светлицах мастерицы расшивали множество вещей – головные уборы, воротники и манжеты, женские сумочки и мужские футляры для оружия.

В XVI – XVII веках чистое золото постепенно стали заменять позолоченными серебряными или латунными нитями, они получили название «золотные».

В Нижегородской губернии центром золотного шитья стал Городец. Из дальних семёновских и ковернинских деревень приезжали в Городец, где жили мастерицы, вышивавшие золотные платки и одежду. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. На юге от Нижнего Новгорода в Арзамасском уезде промысел существовал в сёлах Выездное, Ковакса, Чернуха. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины города Арзамаса.

Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных женщин крупнейших купеческих городов Нижегородского края.

Made on
Tilda