Фото: ЧУК "Музей моды и портновского искусства им. Н.П. Ламановой"
...продается девка по 10 году, знающая кружева плесть...

На Руси кружево появилось в XV веке. Крепостных детей начинали учить очень рано, лет с 5-6. А к 11 годам девочка уже была мастерицей.

В XIX веке в Европе кружево вовсю производят машинным способом. Оно стало доступным, но менее изысканным. Поэтому русские кружева ценились очень высоко, так как они продолжали оставаться ручными. Да и вообще русское кружево ручной работы было отдельным видом искусства, наряду с великими миланским, фламандским и брюссельским.
Например, миланское кружево – одно из старейших европейских кружев – появилось в Италии в конце XV – начале XVI века. При плетении кроме ниток используется кружевная тесьма для прокладывания контура рисунка. Фоном же служит сетка в форме пчелиных сот. Это кружево роскошное, ажурное и воздушное, как морозные узоры на стёклах.

Фламандское же кружево появились в Южных Нидерландах (фламандская часть современной Бельгии) немного позже итальянского, в конце XVI века и отличалось большим разнообразием. Особым отличием фламандских кружев являлась необыкновенная тонкость изделий, поскольку фламандцы обладали технологией производства очень тонких нитей.

Брюссельское кружево ценилось во все времена и было самой дорогой разновидностью фламандского. В 1956 году 275 метров старинных брюссельских кружев украшали свадебный наряд будущей княгини Монако – Грейс Келли!

Как говорила Коко Шанель: «Кружево — самая прекрасная имитация фантазии природы».

Интересные факты про кружево:
1.    Введение Петром I западноевропейского костюма в России в начале XVIII века весьма способствовало распространению кружева. В 1725 году Российский Император выписал 30 кружевниц из нидерландской провинции Брабанты и разместил их в Новодевичьем монастыре в Москве. Там организовали мастерскую, где стали обучать беспризорных детей этому ремеслу. Так и начало распространяться кружевоплетение по всей России.
2.    К концу XIX — началу XX века в 17 губерниях России насчитывалось более 100 тысяч кружевниц. Начать заниматься этим ремеслом было сравнительно недорого. Валик, коклюшки и станок стоили дореволюционные 1 рубль 50 копеек, а заработать кружевницы могли до 20 рублей в год. Правда работали они по 16, а то и больше часов в день.
3.    Благодаря участию в международных выставках русские кружева, созданные вручную, ценили за границей. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже вологодские кружевницы получили золотую медаль, а в 1937-м – Гран-при. Там же золотой медалью наградили елецкие кружева, а рязанские – почетным дипломом.


Made on
Tilda