Фото взято из открытых источников интернета
Играя в "дурака" или раскладывая пасьянс, мало кто из нас задумывался где и когда появилась колода карт. А ведь первые игральные карты упоминаются аж в XII веке в Восточной Азии. Уже позже, к XIV веку, то ли купцы, то ли моряки "подарили" карты Европе. И только к XVII веку карточные игры появились в России.

Нельзя сказать, что Россию захватил карточный азарт. Долгие годы игры с картами находились под запретом и считались большим преступлением.

Карты "помилуют" только при Петре Первом. Тогда же в России открываются мануфактуры, производящие карты. Дело оказывается настолько интересным и прибыльным, что Александр Первый вводит монополию на их производство.

Надо заметить, что несмотря на невысокое качество карт стоили они недешево. И естественно, что гладкие "атласнные" карты старались сделать красивыми и запоминающимися. Не удивительно, что многие дизайны карт сохранились и по сей день.

Например, знаменитая колода карт «Русский стиль»! Уникальна это колода своими "лицами", которые показывают масть и достоинство карты. Зеркально расположенные полуфигуры имеют реальные прототипы – это участники придворного бала, который состоялся во время Масленицы в феврале 1903 года в Зимнем дворце.

Императрица Александра Федоровна захотела запечатлеть для потомков гостей бала, одетых в старинные исторические костюмы XVII века.

Для этого были приглашены лучшие фотографы того времени, а также было решено создать игральные карты с участниками бала.

Выпуск карт, получивших название «Русский стиль», приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.

Эскизы для игральных карт были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году. В 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года носившей название Александровская мануфактура).

Колода карт «Русский стиль» пережили больше ста лет и до сих пор является красивым напоминанием о самом зрелищном бале в Российской империи.

Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны баронесса София Карловна Буксгевден после вспоминала:
«Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, – зрелище было поистине завораживающим».

Конечно, спустя годы многое стало восприниматься иначе. Великий князь Александр Михайлович, удачно избежав гибели в Смуту и оказавшись в эмиграции, через десятилетия представит веселье в Зимнем роковым знамением: «Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки (Николай II) хотел вернуться к славному прошлому своего рода. ... Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке».

Впрочем, тогда никто не думал о грустном – веселье было в разгаре.
На картах колоды «Русский стиль» первого выпуска был изображён пеликан, кормящий детей мясом своего сердца. Рисунок сопровождался надписью: «Себя не жалея питает птенцов». Таким образом правительство говорило, что печётся о благе детей-сирот: считалось, что доход, получаемый от продажи карт, правительство обращает в доход Воспитательного дома и его несовершеннолетних воспитанников – сирот и подкидышей. Таким образом, некоторые азартные карточные игроки были уверены, что своей пагубной страстью помогают детям.
В рассказе Николая Семеновича Лескова «Интересные мужчины» один из героев так говорит: «... а сами – чтобы не заскучать – сели под вечерний звон «резаться», или, как тогда говорилось, «трудиться для польз Императорского Воспитательного дома»».

Made on
Tilda